РАДИОСХЕМЫ




ТОП СХЕМ
: ЗАРЯДНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМОБИЛЬНОГО АККУМУЛЯТОРА
: СХЕМА СВАРОЧНОГО ИНВЕРТОРА
: СВЕТОДИОДНАЯ ЛАМПА СВОИМИ РУКАМИ
: ОСТАНОВКА ЭЛЕКТРОСЧЁТЧИКА
: ATX БЛОК ПИТАНИЯ - СХЕМА
: ФМ МОДУЛЯТОР ДЛЯ АВТО
: СХЕМА СВЕТОДИОДНОЙ ЛАМПЫ
: ЛУЧШИЙ МЕТАЛЛОИСКАТЕЛЬ
: ФИЛЬТР ДЛЯ САБВУФЕРА
: АВТОМОБИЛЬНОЕ ЗАРЯДНОЕ УСТРОЙСТВО
: САБВУФЕР СВОИМИ РУКАМИ
: АНАЛОГИ ТРАНЗИСТОРОВ
: ЛАБОРАТОРНЫЙ БЛОК ПИТАНИЯ ИЗ КОМПЬЮТЕРНОГО ATX
: УСТАНОВКА АВТОСИГНАЛИЗАЦИИ СВОИМИ РУКАМИ
: БЛОК ПИТАНИЯ 12В

   Ремонт электроники

РЕМОНТ БП ПК - КОНДЕНСАТОРЫ И ПРЕДОХРАНИТЕЛИ


Продолжаем цикл статей посвященных ремонту компьютерных блоков питания АТХ. Итак, в предыдущей статье, мы заполучили на ремонт нерабочий блок питания, и приступили к диагностике. В этой разберем, какие действия следует произвести, если видим вздувшиеся электролитические конденсаторы, или предохранитель блока питания в обрыве. Включать блок питания для проверки со сгоревшим предохранителем, следует только через лампу мощностью 200 ватт, подключенную проводами с крокодилами, к выводам предохранителя. Никаких жучков ! Даже то, что блок питания стартует, это совсем не обязательное условие для того, чтобы считать блок питания рабочим. Бывает и такое, что блок питания стартует, но работает не стабильно. В таком случае с очень высокой степенью вероятности, мы  можем попытаться визуально определить поломку, но есть одно но... Заключается поломка в увеличившимся ESR электролитических конденсаторов, или по русски ЭПС (эквивалентное последовательное сопротивление). Измеряют ESR специальным прибором, ESR метром.

Такие конденсаторы очень плохо работают в высокочастотных цепях, в таких, как в этих блоках питания. Визуально это проявляется в образовании припухлости в верхней части конденсатора, а иногда в некоторых случаях, он даже вскрывается при этом. Особо нетерпеливые могут сказать, а зачем что-то измерять, если это итак видно визуально? Дело в том что “дуются” конденсаторы относительно высокого номинала, где-то от 470-1000 мкФ.

Конденсаторы на 1-10, 22-47 мкФ и подобные, маленьких номиналов, они не вздуваются, и визально ничем не отличаются от рабочих, и определить дефектные, можно только с помощью прибора. Сразу скажу прибор покупать, или собирать для разового ремонта, абсолютно не обязательно, в таком случае достаточно просто заменить на новые (!) все электролитические конденсаторы в проблемном узле. Почему именно на новые? Потому что выпаянные с доноров б\у конденсаторы, могут быть также с уже завышенным ESR, или на грани. Если же кто-то собирается заниматься ремонтом импульсных блоков питания на постоянной основе, тому конечно-же будет необходим прибор ESR метр.

У меня их два, самодельный, ESR метр, приставка к мультиметру, позволяющий приблизительно тестировать конденсаторы без выпаивания, и покупной с Али экспресс, который показывает значения сразу в Омах, но только после того как вы выпаяете конденсатор из платы. Я его оформил в корпусе, для удобства работы с ним:

Такое сочетание двух приборов очень удобно, за 3 минуты перемерять самодельным ESR метром все электролитические конденсаторы на плате, и затем перепаять нужные конденсаторы, выпаянные предварительно с доноров, (других блоков питания), проверив их на китайском ESR метре.

Схемы обоих приборов приведены ниже. Транзистор-тестер Т4:

И самодельный прибор:

Мой прибор подключается к цифровому мультиметру, и выдает показания в милливольтах, при значении которых, выше пороговых, определенных путем измерения низкоомных резисторов, и сравнения по таблице предельных значений ESR, конденсатор подлежит замене.

На практике это выглядит намного проще, чем в теории.

Таблица значений ESR конденсаторов приведена ниже:

Второй прибор, который будет нужен при ремонтах импульсных блоков питания, это обычный цифровой мультиметр. Для каких целей он применяется? Для тех же, что и при всех других ремонтах: проверка (прозвонка) предохранителя, диодов, транзисторов, резисторов. А для этого мы должны уметь ориентироваться по схеме, и находить нужные детали на печатной плате. Соблюдайте меры электробезопасности при ремонтах техники! После вынимания шнура питания из розетки, помните, что на конденсаторах фильтра (больших бочонках), еще какое-то время остается заряд. На схеме они находятся здесь:

Как вы видите параллельно им подключены гасящие резисторы, но так как они имеют относительно большой номинал, требуется время, чтобы конденсаторы полностью разрядились. Поэтому подождите 5 минут, перед тем, как начинать откручивать плату, переворачивать ее, и проводить какие либо измерения на ней.

Выше приведена для ознакомления схема одной из моделей блоков питания, мощностью 350 ватт. Она кликабельна. По ней мы и разберем, как выглядят те детали, которые нам необходимо проверить при ремонте, в случае если у нас будет сгоревший предохранитель.

Диодный мост

Обозначение на схеме:

Внешний вид:

Он может быть как в виде одной детали с 4 выводами, собственно мостика, так и набран из отдельных 4 диодов, включенных по мостовой схеме. Проверяется в режиме звуковой прозвонки, касаясь его 4 ножек, попеременно во всех вариантах: 1-2, 1-3, 1-4, 2-3, 2-4, 3-4. Если в каком либо из случаев звучит звуковой сигнал, мост однозначно под замену. После предварительной прозвонки, надо найти схему диодного моста и вызвонить p-n переходы, возможно в мостике не короткое замыкание, а обрыв.

Выходные транзисторы

Обозначение и расположение на схеме:

Внешний вид:

Они расположены на радиаторе, ближнем к большим конденсаторам (бочонкам). Проверяются транзисторы мультиметром в режиме звуковой прозвонки, аналогично диодам. Условно можно представить при проверке биполярный транзистора, как два диода, соединенных или катодами или анодами, и проверить их как диоды, в соответствии с цоколевкой, которую можно посмотреть, скачав Даташит, на данный транзистор. Если потребуется заменить транзистор установленный на радиатор, с этим могут возникнуть проблемы. Иногда вплотную к транзисторам бывает установлен трансформатор, и подлезть отверткой просто невозможно. В таком случае следует воспользоваться прямыми утконосами, понемногу поворачивая ими сбоку головку винта. При замене транзистора, обязательно проверьте и его обвязку, те детали, которые участвуют в его работе, на схеме выделены красным:

В особо тяжелых случаях может потребоваться выпаивание двух выходных транзисторов, и третьего, установленного на этот же радиатор. А затем нужно снять и сам радиатор. Каким образом можно быстро демонтировать транзисторы стоящие на радиаторе? Оловоотсос, оплетка, паяльный фен, здесь мало эффективны. Поможет набор демонтажных игл с Али экспресс.

Набор игл для выпаивания

Просто подбираем иглу нужного диаметра, чтобы одевалась на вывод и проходила в отверстие в плате, прогреваем контакт вывода, и одновременно вращая иглу, насаживаем ее на вывод. Пример использования игл для демонтажа показан на следующем фото:

Проделав это со всеми тремя выводами, мы можем открутить винт крепления, и снять транзистор с радиатора. При установке транзистора обратно на радиатор, не забываем про изолирующие прокладки, между радиатором и транзистором, и шайбу, одевающуюся на винт крепления транзистора к радиатору.

винт крепления транзистора к радиатору

Тем кто ранее не ремонтировал блоки питания АТХ, думаю будет полезна следующая картинка, которая поясняет назначение деталей, на плате блока питания.

В следующей статье мы разберем, из-за чего возникает свист дежурки, чем чревато повышение напряжения на ней, и как это исправить.

   Специально для сайта Схемы и радиотехника - AKV.



 


Поделитесь полезной информацией с друзьями:


Имя *:
Email:
Код *:
ДАТАШИТ
Например: TDA2030

Тестер стабилитронов

Диагностический адаптер авто

Ремонт зарядного 6-12 В

Солнечная министанция

Самодельный ламповый

Фонарики Police

Генератор ВЧ и НЧ




Социальные сети

© 2009-2016, "Электронные схемы самодельных устройств". Электросхемы для самостоятельной сборки радиоэлектронных приборов и конструкций. Полезная информация для начинающих радиолюбителей и профессионалов. Все права защищены.