Каждую радиодеталь можно проверить, в том числе и электромагнитные реле. Но сделать это специальным тестером гораздо быстрее и удобнее, чем блоком питания и мультиметром, особенно если вы электрик или работаете в автомастерской. Цена такого тестера автомобильных реле 12 В на Алиэкспресс с доставкой около 1000 руб.
Тестер присылается в обычном пупырчатом конверте без картонной упаковки. В этом обзоре будем проверять работает ли устройство, а также попробуем разобрать его, чтобы посмотреть как оно устроено внутри и из чего собрано. Размеры тестера: 110 x 60 x 28 мм. Длина кабеля около метра.
После вскрытия корпуса оказывается, что внутри находится процессор, поэтому измерение не основано на загорании светодиода через контакты реле. Вот несколько фото того, что у там внутри.
Далее как работает тестер, когда дело доходит до его использования, а так же принцип работы на основе схемы прибора.
Инструкция по проверке реле
Поместите проверяемое реле в гнездо тестера (на выбор есть 3 самых популярных реле в автомобильной электронике). Ставим переключатель на 4PIN или 5PIN в зависимости от того, реле у нас четырех- или пятиножечное). Подключаем устройство к блоку питания с помощью зажимов-крокодилов. Если что, можно подключить устройство напрямую к автомобильному аккумулятору 12 В. После подключения питания прибор сразу приступает к тестированию реле – больше ничего делать не нужно.
Тест реле заключается в его включении и выключении 10 раз. При подаче питания сразу загорается светодиод. Цвет светодиода показывает, активно реле или нет. Зеленый означает, что оно работает, красный – что не работает. Реле проверяется десять раз и если окажется, что при включении реле тестер заметит его некорректную работу, он остановит проверку и включит красный светодиод.
Если хотите перепроверить то или иное реле, нажмите кнопку после замены реле. Здесь имеем дело с размыкающим контактом кнопки, то есть устройство все время находится под напряжением, а кнопка отключает питание при нажатии на нее. При этом тестировать более одного реле одновременно. На корпусе гнезд больше, но когда вставлено больше одного реле, во время теста загорится красный светодиод.
Принципиальная схема устройства
Как видно из схемы, устройство довольно простое. Здесь помещен на схему только один релейный разъем, потому что нет смысла рисовать их все – все они подключены параллельно, и добавление их на схему может лишь усложнить изображение.
Что касается процессора, сложно идентифицировать его со 100% результатом. Глядя на распиновку питания это может быть, например, Attiny202 или PIC12F1822. Здесь есть VCC на первом контакте и GND на восьмом контакте.
Контакты 5, 6 и 7 процессора являются выходами. Вывод 5 управляет транзистором NPN, который питает отрицательную сторону катушки реле. На контакте 6 загорается зеленый светодиод, на контакте 7 загорается красный.
Контакты 2, 3 и 4 являются входами. Контакт 2 отвечает за проверку контакта 87a (NC) реле. Контакт 3 отвечает за проверку контакта 87 (NO) реле. Контакт 4 используется для проверки положения переключателя выбора типа реле (4-контактный или 5-контактный).
Тестер питается через размыкающий контакт и диод, выполняющий здесь функцию защиты от обратной полярности напряжения. Далее после диода напряжение поступает на стабилизатор напряжения 5 В, вывод 86 (плюс катушки) и через резисторы 120 Ом на выводы 87а (NC) и 87 (NO). Контакт реле 30 (рабочий контакт) соединен с массой. Выводы 87а и 87 также подключены к входам процессора 2 и 3. Сюда же подключен стабилитрон на 3,3 В, чтобы не получали больше напряжения на входах процессора. На этих входах может появиться 3,3 В или земля. При замкнутом рабочем контакте реле здесь появится земля, а при разомкнутом контакте будет 3,3 В, то есть на вход идет логика “0” или “1”. Кроме того, когда рабочий контакт реле закорачивает контакты реле, резистор 120 Ом служит нагрузкой рабочего контакта.
Выбор типа реле распознается по состоянию на выводе 4 процессора. При выборе 4PIN на этом входе имеем “0”, при выборе 5PIN на этом входе будет логическая “1”. В случае неправильного выбора количества ветвей реле тестер сообщит о неисправном реле загоранием красного светодиода.
Теперь насчет реле, где есть двойной контакт на выходе. Это пятиконтактные реле, где у есть, например, двойной контакт 87, вместо контакта 87а есть второй контакт с маркировкой 87. Этот тип реле не будет проверяться этим тестером. Здесь загорится красный светодиод. Скорее всего это связано с тем, что, несмотря на выбор переключателем положения 4PIN, дополнительный контакт 87 (находящийся на месте 87а) по-прежнему трактуется как 87а и сигнал, появляющийся на этом выходе, не соответствует логике программы процессора.
Здесь производитель не учел полярность выводов катушки реле. Большинство автомобильных реле имеют встроенный диод, подключенный параллельно контактам катушки. Он предназначен для устранения пиков напряжения, возникающих при отключении катушки реле, то есть для защиты устройств, управляющих реле.
Такой диод есть и в тестере. В дешевых реле таких диодов нет, поэтому полярность напряжения на катушке значения не имеет. Но в случае проверки реле, оснащенных таким диодом, не получится провести проверку корректно. В данном экземпляре проблема будет с реле в большом корпусе и с реле в маленьком, у которого все контакты выставлены в одну сторону.
Реле же имеют такую распиновку. Если обратить внимание то можно увидеть, что в двух ранее отмеченных гнездах контакты катушки 85 и 86, поменяны местами. Эту проблему можно решить, переработав дорожки на плате. К сожалению, их приходится резать и соединять проводами. Ниже фотографии того, как это делалось.
Обрезаем дорожки только в пяти местах, два на верхнем слое платы, три на нижнем слое (четыре других вырезали без необходимости – отмечены красным) – места отмечены синим. Добавляем провода в четырех местах – два вверху платы, два внизу платы.
Недостатки тестера: нет возможности проверить реле со сдвоенными контактами – например, пятиконтактное реле с NO контактом, где два контакта имеют маркировку 87; и необходимость самостоятельной переделки тестера для исправления ошибки производителя с перепутанными местами ножки 85 и 86 для реле в большом корпусе.
В общем если вам не так часто нужно проверять реле, а если и нужно, то на машине это делается с помощью лампочки и куска провода – тогда смысла от покупки его мало. Но для частых проверок в какой-нибудь автомастерской, прибор очень даже будет полезен.