СХЕМА АВТОМАТИЧЕСКОЙ ОХРАНЫ АВТОМОБИЛЯ

Описанная схема представляет собой защиту типа дополнительный переключатель и предотвращает запуск двигателя авто путем отключения питания топливного насоса и других важных устройств в автомобиле. Защита активируется автоматически при остановке двигателя или при каждом выключении зажигания, в зависимости от того какой вариант выбран для установки. Это так называемая разделенная безопасность, то есть состоящая из множества частей (модулей), установленных во многих недоступных местах автомобиля. 

Такой тип защиты очень трудно обойти даже в гараже или в автомастерских. Конструкция центрального модуля спроектирована таким образом, что даже если он обнаружен, то не может быть расшифрован без разрушения и попытки закорачивать выходы возможны только после отсоединения жгута от этого модуля, но для разблокировки автомобиля необходимо одновременно замкнуть 5 контактов в 12-контактной розетке, что с типом разъема (Mini-Fit) практически невозможно в полевых условиях. Сложность обхода исполнительных реле с помощью куска провода быстро растет уже начиная с двух, не говоря о большем количестве. Например обнаружить что стартер не получает электричество относительно легко и такое дело легко обойти, но после обхода возникает другая проблема, а время уходит…

Схема самодельной сигнализации на авто

СХЕМА АВТОМАТИЧЕСКОЙ ОХРАНЫ АВТОМОБИЛЯ

Благодаря использованию полимерных предохранителей PTC (R5 и R6) схема защищена от короткого замыкания в случае попыток коротнуть жгуты проводов. Эти предохранители в холодном состоянии имеют сопротивление 0,04 Ом и после превышения допустимого тока (в данном случае 2,5 А) они нагреваются, их сопротивление быстро увеличивается до нескольких кОм. После прекращения короткого замыкания они охлаждаются и через несколько секунд сопротивление снижается до нормального. Они немного медленнее классических плавких предохранителей и для необходимо подключать их в местах не защищенных автомобильными предохранителями. Полимерные предохранители, несмотря на незаметный внешний вид, очень долговечны и надежны, выдерживают импульсный ток до 40 А. 

СХЕМА АВТОМАТИЧЕСКОЙ ОХРАНЫ АВТОМОБИЛЯ

Охранная операция

Короткое нажатие на скрытую кнопку (кнопочный модуль) активирует реле P1 и оно удерживается в течение некоторого времени после отпускания кнопки. Время выбирается из значения емкости С1 (не обязательно электролитического), например для С1 = 2 мкФ, время резерва составляет 8 секунд. Если двигатель запускается в течение этого времени, реле будет поддерживаться напряжением питания топливного насоса или напряжением после выключателя зажигания, в зависимости от того где соединен вывод 2 модуля. 

Если двигатель выключен или останавливается по другим причинам, его можно перезапустить в течение 8 секунд без нажатия кнопки. В течение этого времени таймер поддерживает реле. 

Это свойство очень важно, потому что некоторые выключатели зажигания имеют механическую блокировку стартера, например у Volkswagen, Skoda, Seat. В этих автомобилях для запуска двигателя в случае неожиданной остановки необходимо выключить и снова включить зажигание. Этап времени также дает возможность запуска двигателя одной рукой, например, после блокировки колес во время внезапного торможения. 

После выключения двигателя через 8 секунд схема возвращается в режим ожидания, в котором она не потребляет ток, поскольку воздушный зазор сохраняется. 

Кратковременное нажатие кнопки на замыкание клемм 11 и 12 модуля и подача питания в схему. Конденсатор C1 будет быстро заряжаться через диод D3 и резистор R2, полное напряжение появится на затворе транзистора T1, транзистор откроется, реле P1 будет включено, контакт S1 будет удерживать реле при отпускании кнопки, контакт S2 включит все исполнительные реле.

Конденсатор C1 начинает разряжаться через резистор R1, и через некоторое время (8 секунд) напряжение на затворе транзистора T1 упадет до значения, при котором реле выключится. Если двигатель запускается раньше (топливный насос работает) или зажигание включено, на контакте 2 присутствует напряжение, поддерживающее проводимость транзистора и включающее реле. 

Если провод 2 подключен к топливному насосу, схема перейдет в режим ожидания через 8 секунд после каждой даже случайной остановки двигателя, поскольку контроллер двигателя отключает подачу питания на топливный насос. 

Если подключите контакт 2 к одному из контактов 3, 4, 5, 6, 7, схема перейдет в режим ожидания только после выключения зажигания и через 8 секунд. 

Диод D2 предотвращает поступление напряжения питания на затвор транзистора когда контакты S1 замкнуты. Диод D4 предотвращает попадание напряжения на исполнительные реле при закрытой кнопке. Элементы R4, C3, R3, C2 устраняют случайные импульсы, которые могут появиться на проводах идущих к модулю. Диоды D5 – D8 разделяют исполнительные реле, что предотвращает их запуск при обнаружении. 

Сервисная перемычка используется для отключения защиты в случае, к примеру, посещения СТО или ремонта авто. Это должна быть перемычка, а не скрытый переключатель, потому что переключатель легче найти. В данном случае это отверстие диаметром 1 мм, в которое нужно вставить штифт и поместить в багажник. 
В случае отказа модуля предусмотрена аварийная вилка, которая вставляется в гнездо жгута идущего к модулю. 

Центральный модуль собран на плате, а весь корпус загерметизирован. Эта конструкция более надежна, чем обычное охранное на печатной плате, потому что не будет такой вещи как трещина, а корпус герметичен, очень долговечен и не позволяет разблокировать модуль не разрушая его. Недостатком является невозможность ремонта в случае поломки, для этого стоит собрать несколько одинаковых плат сразу. Параллельная сборка двух модулей займет всего несколько минут.

Модульная конструкция обеспечивает постепенную сборку отдельных элементов и внесение изменений, возможно параллельное подключение катушек исполнительных реле, что может увеличить количество съемных мест, например датчиков. 

Вероятность сгорания катушки реле равна нулю по сравнению с вероятностью перегорания предохранителя топливного насоса или контроллера двигателя, и все же это обычные предохранители, используемые на заводе. Реле относятся к группе элементов с высокой надежностью, иначе они вообще не будут использоваться в автомобильной промышленности.

Полевой транзистор позволяет использовать относительно небольшую емкость С1. Одиночный электролитический конденсатор неприемлем. Невозможно построить такую простую временную схему на обычном транзисторе, необходимо иметь конденсатор емкостью 1000 мкФ или более. Но полевой транзистор имеет свои законы работы и чувствителен к внешним электрическим полям. Например кабель, подключенный к n12, представляет собой простую антенну, которая в сочетании с диодом D3 может заряжать конденсатор C1 и приводить к тому, что транзистор T1 сработает совершенно случайно. Компоненты R4C3R3C2 как раз устраняют эти помехи.

СХЕМА АВТОМАТИЧЕСКОЙ ОХРАНЫ АВТОМОБИЛЯ

Блокировку с нормально замкнутыми контактами легче обойти, потому что нужно всего лишь извлечь заглушку из модуля, чтобы разблокировать автомобиль. Этот вариант учтён при проектировании охранного устройства.

Условием эффективности любой защиты, включая эту, является очень хорошо продуманная и тщательно замаскированная сборка. Примитивная сборка, позволяющая найти за несколько секунд любой элемент, позволит экспертам быстро отработать любую защиту. 

Все элементы должны быть размещены в труднодоступных местах как можно дальше друг от друга. Не экономьте на длине кабеля. Кабели должны быть однотонными, в идеале если они меняют свой цвет примерно на полпути, сгруппированы в пучки, помещенные в непрозрачные изоляционные трубки, или обмотаны лентой и проложены с использованием закрытых секций автомобиля, которые трудно разобрать.

СХЕМА АВТОМАТИЧЕСКОЙ ОХРАНЫ АВТОМОБИЛЯ

Кнопочный модуль в простейшем случае скрытая кнопка, но это также может быть очень сложное устройство запускающее кратковременный контакт, например с использованием датчика, радиоволн, идентификации транспондера в кармане, сканера отпечатка пальца, сетчатки глаза и другие варианты. Обычно выход такого модуля должен иметь контакт, включенный на короткий момент.