РАДИОСХЕМЫ




ТОП СХЕМ
: ЗАРЯДНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМОБИЛЬНОГО АККУМУЛЯТОРА
: СХЕМА СВАРОЧНОГО ИНВЕРТОРА
: СВЕТОДИОДНАЯ ЛАМПА СВОИМИ РУКАМИ
: ОСТАНОВКА ЭЛЕКТРОСЧЁТЧИКА
: ATX БЛОК ПИТАНИЯ - СХЕМА
: ФМ МОДУЛЯТОР ДЛЯ АВТО
: СХЕМА СВЕТОДИОДНОЙ ЛАМПЫ
: ЛУЧШИЙ МЕТАЛЛОИСКАТЕЛЬ
: ФИЛЬТР ДЛЯ САБВУФЕРА
: АВТОМОБИЛЬНОЕ ЗАРЯДНОЕ УСТРОЙСТВО
: САБВУФЕР СВОИМИ РУКАМИ
: АНАЛОГИ ТРАНЗИСТОРОВ
: ЛАБОРАТОРНЫЙ БЛОК ПИТАНИЯ ИЗ КОМПЬЮТЕРНОГО ATX
: УСТАНОВКА АВТОСИГНАЛИЗАЦИИ СВОИМИ РУКАМИ
: БЛОК ПИТАНИЯ 12В

   Динамики и акустика

ИДЕАЛЬНЫЕ АКУСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ


   Приветствуем всех владельцев МП-3 плееров, слушающих техно с битрейтом 128 кБ/с на наушники за 2 доллара. Также хотелось бы поприветствовать и аудиоманьяков, хранящих пластинки Rainbow в холодильнике, чтоб время от времени радовать себя концертами под акустическую систему за 9000$. Всех вас объединяет одно - вы выдаёте желаемое за действительное, убеждая себя в том, что слушаете качественную музыку, хотя это всего лишь набор частот. Даже на симфоническом концерте, звуки с микрофонов, расположенных возле рояля, скрипок и т.д., проходя через усилители (да пусть ламповые) и излучаясь динамиками АС, безнадёжно портят музыку. И никакие коэффициенты нелинейных искажений в 0,0.....1% и диапазон частот хоть до ДВ-СВ ситуацию не спасают. Поэтому тщетны будут попытки получить невозможное, так как идеальных АС просто не существует. Сейчас объясним почему.

   Возбуждение звуковых волн и перенос информации так же мало характеризуют звучащее, живое слово песни, как анализ частот — ощущения, оставшиеся от прослушивания концерта в зале. За звуками вокала стоят не колебания голосовых связок, а бессознательный искусный «постановщик движения», с большим тщанием настраивавший свой физический, голосовой инструмент, покуда не оказался в состоянии словно играючи извлекать из потока воздуха бесчисленные звуки и оттенки речи.

   Если бы мы могли воспринимать эту бессознательную деятельность глазами, то увидели бы, что в ее ходе беспрестанно созидаются пластические формы: получается это примерно так же, как у скульптора, обрабатывающего дерево или камень, — разве что тут речь идет о мягкой, подвижной мускулатуре, порождающей все новые формы звука. Чтобы артикулировать звук, отнюдь не достаточно направлять поток выдыхаемого воздуха через гортань, выпуская его изо рта в виде звука. На самом деле этот поток на своем пути через трахею, глотку и рот должен пройти сквозь рельефно вылепленную полость, похожую на русло реки, — ее форма с быстротой молнии меняется движением мускулатуры нёба, язычка, языка, челюстей и губ в зависимости от того, какой звук требуется произнести. И вот, когда поток воздуха выходит наконец через губы, он не только звучит, но и несет с собой — в силу каждый раз особенной формы пройденного им «речного ложа» — соответствующую особенную тенденцию формы, которую и придает окружающему рот воздуху. Так рельеф внутренней мускулатуры порождает пластические формы внешнего воздуха.

   Первым на эти незримые, порождаемые речью воздушные формы указал в 1924 г. Рудольф Штайнер. Его предположение, что сделать их видимыми возможно, в 1962 г. было реализовано немецкой учительницей Иоганной Цинке. Десятилетиями изучая эту тему, она смогла показать, что каждый звук речи и впрямь порождает перед ртом особенную, характерную только для него воздушную форму, причем явление это закономерно воспроизводится. Чтобы зримо отобразить отдельные формы и зафиксировать их с помощью фотоаппарата, она поначалу использовала явление естественной конденсации пара при температурах ниже нуля. Но намного эффективнее оказался другой метод — перед произнесением какого-либо звука нужно было вдохнуть немного табачного дыма. Тогда возникающая воздушная форма оказывается насыщенной частицами дыма, и ее без труда можно видеть при комнатной температуре. Другим способом визуализации могут служить снимки, сделанные при помощи прибора Тёплера и интерферометра.

   Этот снимок сделан при помощи прибора Тёплера, остальные - обычные снимки выдыхаемого табачного дыма. На них показаны предельные объемы воздушных форм. Но полная картина происходящего выявилась, лишь когда «воздушные звуковые формы» были засняты на пленку высокоскоростной камерой. Тут можно было увидеть, как каждая форма в течение долей секунды возникает, достигает полного объема и вновь исчезает, причем каждый раз это происходит в другом темпе и другой манере. Тогда всякий звук песни предстает взору как текучее изваяние.

   Стало быть, речь — в самую первую очередь формосозидающий процесс. В его ходе складываются динамические образования, которые частично в течение секунд остаются в воздухе, после того как соответствующие звуковые волны уже исчезли. Но одновременно и все тело говорящего при каждом звуке речи производит определенные, недоступные невооруженному глазу движения. Выявить эти движения помогла кинезика: исследователи снимали говорящих высокоскоростной камерой, а затем подвергали отдельные кадры анализу. Оказалось, что эти микродвижения протекают абсолютно синхронно с актом произнесения, затрагивая всю мускулатуру тела с головы до ног.

   Специалисты по кинезике с изумлением обнаружили, что слушатель, со своей стороны, отвечает на выслушанное точно такими же микродвижениями, какие бессознательно производит говорящий, и точно так же — с головы до ног, но с минимальным запаздыванием в 40 — 50 миллисекунд. Сознательная реакция при этом, естественно, исключена. Открыватель этого явления Уильям К. описывает поразительную синхронность движений говорящего и слушающего следующими словами: «Выглядит это так, будто все тело слушающего точно и пластично сопровождает речь говорящего плясом».

   Хотя физически связи между этими процессами установить невозможно, кажется, будто говорящий и слушающий ритмично движутся в какой-то общей среде. Причем, как показали проверочные тесты, это относится исключительно к звукам речи, но никак не к шумам или бессвязным звукам. А речь опять-таки может быть на каком угодно языке: учёный выяснил, что двухдневный младенец реагирует и на китайскую речь, и на английскую точно теми же микродвижениями, какие производит говорящий.

   Отсюда становится понятно, что слышимая речь первым делом воздействует на бессознательного «постановщика движения», о котором говорилось выше. Он, словно танцор, всем телом встраивается в актуальный пластический поток движения, каким является речь, и притом сразу, без предварительной сознательной регистрации, переживания и обработки звука. Мы не просто слушаем музыканта или певца, мы ощущаем его всем телом, в том числе и глазами.

   Все это происходит на самом глубоком, наиболее элементарном уровне речи, там, где она — чистое движение. Движение порождает все, что составляет речь. Она по самой своей сути призвана размягчать даже самое жесткое и застывшее слово — к примеру, "край", — превращая его в текучий процесс движений мускулов и звуковых воздушных форм, переходящий от К к Р, от Р к А, от А к Й в постоянной трансформации. Этот двигательный процесс, исходя от говорящего, переходит на мускулы и конечности слушающего — и вот они охвачены им же. Слышит в буквальном смысле слова человек целиком. Естественно акустическая система не сможет такое воспроизвести даже в теории.

   Но все это — лишь первый этап в процессе слушания. На следующем этапе движение переходит от чисто мускульной активности на ритмическую деятельность сердца и легких. Тут оно, как всякий рассказчик может видеть на своих слушателях, производит напряжение и расслабление, ускорение и замедление естественных ритмов, и теперь эти легкие отклонения охватывают и душу слушателя, вызывая в ней живой отклик. Телесное движение преобразуется в движение души, и из области бессознательных переживаний, похожих на глубокое сновидение, мы переходим в область полуосознанных эмоций.

   И только на третьем этапе движение достигает полюса нервной чувствительности головного мозга, где вновь преобразуется — на этот раз в движение умственное, ясно осознаваемое как понятие или представление. Здесь, в сфере понятий, «к-р-а-й» являет собой нечто твердое, застывшее, тогда как на уровне телесного процесса звукоизвлечения это было чистое движение, а на душевном уровне — подвижное ощущение. Стало быть, речь пронизывает собой всего человека, причем снизу вверх, а не наоборот:

   Эти ступени, на которых реализуется слушание, в миниатюре (снизу вверх) отображают путь, который в полном масштабе должен пройти слушатель. И здесь отправную точку следует искать не в холодном регистрирующем уме, а в целиком бессознательной, импульсивной двигательной активности тела.

Ущербность динамиков АС

   Такую функцию нельзя перекладывать ни на какие динамики. Вообще, динамики в смысле передачи музыки — вещь безнадежно ущербная. Их звукам не хватает как раз живого присутствия человека с его адресованной конкретному слушателю речью. Эта адресная речь способна, зарождаясь в бессознательных глубинах тела, придавать мускулатуре определенные двигательные формы, производящие звуки речи, которые из пронизанного теплом и влажностью дыхания лепят в окружающем воздухе подвижные образования. Тут работает формообразующая воля, пробуждающая ответную волю формировать звуки. То, что языкознание обозначает сухим словом «интеракция» (взаимодействие), предстает духовным событием, совершающимся между «я» и «я», во взаимном обмене волевой деятельностью, — энергией, которой духовное начало пронизывает всего человека сверху вниз вплоть до физических процессов.

   Этого измерения динамики лишены начисто. Они не способны лепить воздушные звуковые формы. Акустические системы производят не более чем звуковые волны, механические колебания картонных мембран, ни к кому не обращенных и ни от кого не ожидающих ответа. Ни о какой сколько-нибудь заметной передаче песни тут говорить не приходится. Динамики АС страдают и всегда страдали аутизмом, ничего не дающим в плане музыки. Их функция чисто информационная - воспроизведение звуков операционной системы компьютера, да слушание аудиокниг. Как же тогда слушать музыку? Только на живом концерте, где между вами и музыкальными инструментами нет никаких посредников. И желательно в первых рядах, чтоб чётко видеть все движения и артикуляции исполнителей.

   Форум по АС



 


Поделитесь полезной информацией с друзьями:


1 Aleksandrmt1961   (21.06.2014 21:59)

Первая часть системы "создание звука - восприятие звука" разобрана не плохо, давай дальше высказывай свое мнение о восприятии звука, а именно ухо - мозг. Вот тогда и подумаем что делать дальше !!!!

2 MAESTRO   (22.06.2014 10:01)

Ухо, как понятно из вышесказанного, только малая часть системы. Скорее "тело-мозг". Звук это часть всего потока передаваемой информации от инструмента к слушателю.

Имя *:
Email:
Код *:
ДАТАШИТ
Например: TDA2030

Тестер стабилитронов

Диагностический адаптер авто

Ремонт зарядного 6-12 В

Солнечная министанция

Самодельный ламповый

Фонарики Police

Генератор ВЧ и НЧ




Социальные сети

© 2009-2016, "Электронные схемы самодельных устройств". Электросхемы для самостоятельной сборки радиоэлектронных приборов и конструкций. Полезная информация для начинающих радиолюбителей и профессионалов. Все права защищены.