ПУСКОВОЙ ВЫПРЯМИТЕЛЬ НА ТРАНСФОРМАТОРЕ СВЧ


РАДИОСХЕМЫ




МЕНЮ


ПУСКОВОЙ ВЫПРЯМИТЕЛЬ НА ТРАНСФОРМАТОРЕ СВЧ

Нескольких лет в закромах валялся трансформатор МОТ от разобранной микроволновой печи, но до сих пор не получалось найти практического применения для него, пока не пришла идея сделать его стартовым выпрямителем (для авто). Идея оказалась хорошей, потому что после недолгих переделок вышло довольно компактное, но мощное пусковое устройство. 

С трансформатора удалена вторичная обмотка, а новая была изготовлена из кабеля 16 мм2 (желто-зеленый кабель на фото) 15 витков. Вторичное напряжение стало до 14,8 В переменного тока. Больше физически не получится намотать с этим кабелем, придется брать плоскую шину. Тем не менее полученное напряжение удовлетворило на 100%.

Еще одним элементом являются выпрямительные диоды. Удалось найти приличные выпрямительные диоды на 200 А по разумной цене, но вы можете поискать аналогичные с разборок. Учитывая малое время работы пускача они почти не нагреваются.

Конструкция пускового устройства

Первые испытания выпрямителя прошли успешно, поэтому началась сборка в корпус. В выпрямитель помещен амперметр на 200 А, переключатель сети и трехступенчатый LED индикатор напряжения для порогов 14,2 В, 14,6 В, 15 В. Светодиодный индикатор должен был сообщить, не заряжаются ли батареи после подключения выпрямителя. В будущем планируется заменить его на обычный аналоговый вольтметр.

Корпус сделан из листового металла от старого компьютера, и хоть он не особо красивый - главное что работает, удобный и надежный. Затраты на строительство составляют 600 рублей на выпрямительные диоды, всё остальное уже было. Хотя если бы пришлось покупать все (трансформатор, диоды, кабель трансформатора, зажимы крокодила, выключатель, корпус, амперметр), то было бы лучше купить готовое пуско-зарядное устройство.

Теперь перейдем к полевым испытаниям и измерениям. Испытания проводились на старом тракторе с 10-летними аккумуляторными батареями, которые не могли запустить трактор даже летом. Сначала попытка запустить его самим выпрямителем. Напряжение просело до 5 В, амперметр зашкалил, и вал трактора сделал какое-то движение, но безрезультатно. Поэтому попытка с батареями. После подключения зарядного устройства аккумуляторы начали заряжаться примерно током 50 А, поэтому быстро включил стартер, чтобы они не закипели. Запуск был успешным и быстрым, выпрямитель амперметра показывал 130 А потребляемого тока, а напряжение при запуске не опускалось ниже 10,7 В. Как можете видеть, выпрямитель и для больших машин является подходящим, а с маленьким автомобилем справится с пол пинка. 

Вес всего устройства с проводами и зажимами равен 10 кг. В принципе амперметр не нужен, но было любопытно знать, какой ток заряда идёт. Для упрощения конструкции не использовался предохранитель ни на входе, ни на выходе выпрямителя. 

При желании из него можно собрать полноценное зарядное устройство чтоб не только запускать, но и зарядить аккумулятор. Нужно лишь поставить ограничителя зарядного тока (например по этой схеме), и уменьшить ток трансформатора на холостом ходу, чтоб подходило для длительной работы.

Пусковое устройство работает в экстремальных случаях максимум 20 секунд, кроме того, выпрямительные диоды имеют большую мощность, поэтому и трансформатор, и диоды не слишком сильно нагреваются, а корпус просторный. Проверка после 5 последовательных циклов запуска показала, что оба диода только слегка нагреваются. Предполагалось поставить тепловой предохранитель на трансформаторе, но в этом не было необходимости. 

Также и защита от обратного подключения соединительных кабелей отсутствует. Надо просто думать, что делаете или добавить обратный диод. В общем настоятельно рекомендуем создавать аналогичные конструкции на основе трансформатора MOT, потому что он имеет действительно хорошую мощность.

Эти 50 А зарядного тока аккумулятора способны вскипятить его, вызывая падение активной массы и деформацию пластин. Но данное несовершенство легко исправить - выключатель питания на самом кабеле в виде кнопки, активируемой другой рукой, на время работы стартера. Возможна и более сложная схема - с управлением трансформатором через тиристор и системой вторичных цепей, обнаруживающей падение напряжения на клеммах выпрямителя ниже 10 В - готовые устройства на рынке работают по этому принципу.

С другой стороны, аккумулятор в автомобиле заряжается без ограничения тока (только напряжение), и в некоторых случаях он кратковременно достигает более 100 А.

Советы по сборке пускового устройства

  1. Установите предохранитель на первичной стороне трансформатора, потому что изоляция провода очень быстро протекает под воздействием высокой температуры и может закончиться коротким замыканием между катушками. 
  2. Можете установить термореле (регулируемое или фиксированное), которое при достижении, например, 70 градусов, зажжет большую красную лампочку на корпусе и дополнительно включит вентилятор.
  3. Возьмите дополнительный переключатель, чтобы нажать его перед самым запуском стартера, также хорошим решением будет небольшое снижение напряжения.
  4. Ставьте длинный шнур питания 220 В, даже установив 5 м иногда приходится брать удлинитель.
  5. Купите маленький цифровой или стрелочный вольтметр, чтоб сразу видеть состояние аккумуляторов и делать вывод об их заряде.

Альтернативой MOT является трансформатор от серверного блока питания 12 В, мощность которого начинается от 750 Вт.

   Схемы для авто




Снижение расхода топлива в авто

Ремонт зарядного 6-12 В

Солнечная министанция

Самодельный ламповый

Фонарики Police

Генератор ВЧ и НЧ









    © 2009-2020, "Электронные схемы самодельных устройств". Электросхемы для самостоятельной сборки радиоэлектронных приборов и конструкций. Полезная информация для начинающих радиолюбителей и профессионалов. Все права защищены.
  • Вход
  • Почта
  • Мобильная версия