ТИРИСТОРНОЕ ЗАРЯДНОЕ УСТРОЙСТВО 12В


РАДИОСХЕМЫ




МЕНЮ






ТИРИСТОРНОЕ ЗАРЯДНОЕ УСТРОЙСТВО 12В

Целью проекта было создание выпрямителя для зарядки больших свинцово-кислотных аккумуляторов 12 В с током 15 А. Но схема настолько универсальна, что в принципе может использоваться даже для управления сварочным током и т. д. Величина тока здесь зависит от мощности трансформатора, тиристоров и выпрямительных диодов. Мощность также может быть 100 A на 24 В и так далее. Вообще идея самостоятельного изготовления ЗУ возникла из-за того, что в наличии были самые дорогие элементы с разборки: 

  • неизвестный огромный трансформатор 380 / 24 В 20 A (который при подключении к 220V дает 18,5 В на выходе) 
  • 2 тиристора 50 A 1200 В 
  • 3 диода 40 A 300 В 
  • 2 больших радиатора
  • вентилятор от ПК 
  • амперметр, вольтметр 
  • предохранитель на 25 А. 

Схема зарядного на 12 вольт 20 ампер

Схема управления питается от той же обмотки трансформатора, что и заряжаемая батарея. Транзистор Q1 является детектором пересечения нуля и управляет моностабильным триггером U1B, задачей которого является генерация импульса длительности, регулируемого потенциометром P1. Конец этого импульса, в свою очередь, запускает U1A, который генерирует импульсы с фиксированной длиной около 200 мкс (это рекомендуемая длина для тиристоров). Этот импульс после преобразования управляет тиристорами.

Импульсный трансформатор выполняет здесь две функции: гальваническое разделение управляющих электродов и катодов обоих тиристоров друг от друга и гальваническое разделение схемы управления от тиристоров. Благодаря этому оба тиристора могут быть установлены на одном и том же радиаторе без изолирующих прокладок, и схема управления может питаться тем же напряжением, что и тиристоры. Кроме того, 3 силовых выпрямительных диода также могут быть привинчены к обычному радиатору без изолирующих прокладок. Это значительно упростило сборку и уменьшило количество радиаторов до двух. А транзистор Q2, управляемый короткими импульсами, даже не нагревается - радиатор который установили оказался ненужным. 

Трансформатор имеет 3x200 витков 0,3 мм на ферритовом сердечнике. Количество катушек и толщина провода не особенно критичны и могут зависеть от напряжения и типа тиристоров. 

От схемы контроллера перейдем к общей схеме зарядки: 

Поскольку тиристоры имеют монтажный винт на аноде и диоды на катоде, они могут быть привинчены к соединительным радиаторам без изолирующих прокладок (то есть диоды к одному, тиристоры к другому). 

Диод D3 и L1 не являются обязательными элементами, но настоятельно рекомендуется их поставить. Если используем дроссель, также должны использовать диод D3. Он закрывает поток индуцированного тока и позволяет отключать тиристоры. D3 и L1 здесь выполняют ту же роль, что и в понижающем преобразователе, в котором тиристор является ключевым элементом. 

Дроссель был намотан на сердечник старого трансформатора сетевого мощностью около 150 Вт проводом 2 мм, намотано до заполнения. Он должен иметь воздушный зазор 0,5-1 мм, который легко внедрить, потому что это сердечник в форме 2U. Как правило, этот дроссель не является обязательным элементом, и вы можете не ставить его вообще. Но если что, у него должен быть зазор, вот как на картинке у трансформатора мощностью 100 Вт: 

Сердечник разобрать, намотать проволоку диаметром около 2 мм. Затем, где есть красные линии, сунуть прокладку из пластика толщиной 2 мм между элементами сердечника. Затем прикрутить винты там, где зеленая отметка.

Теперь корпус самого зарядного устройства - он был сделано из негорючих пластиковых пластин, скрученных с помощью уголков и болтов. Естественно там должны быть предохранители. Как предохранитель на вторичной стороне, так и классический сетевой предохранитель.

Другие варианты схем ЗУ на тиристорах

Вот ещё три варианта аналогичных схем, которые возможно кому-то более подойдут для повторения. Все они вполне достойно работают и рекомендуются для сборки даже малоопытными радиолюбителями в силу своей простоты. Плюс можете заглянуть ещё по теме тиристорных ЗУ сюда.

Тесты зарядного устройства в работе

Это зарядное устройство после нескольких месяцев использования (как правило зимой, чтобы помочь запускать автомобили в холодное время года) удостоилось очень хороших оценок от пользователей. Даже несмотря на полностью разряженную батарею, стартер хорошо включился и зарядное устройство не было повреждено. Похоже можно получить от него гораздо больше тока и оно достаточно устойчиво к экстремальным условиям работы. Скачать файлы и платы

   Форум по зарядному устройству

   Схемы для авто




Снижение расхода топлива в авто

Ремонт зарядного 6-12 В

Солнечная министанция

Самодельный ламповый

Фонарики Police

Генератор ВЧ и НЧ









    © 2009-2020, "Электронные схемы самодельных устройств". Электросхемы для самостоятельной сборки радиоэлектронных приборов и конструкций. Полезная информация для начинающих радиолюбителей и профессионалов. Все права защищены.
  • Вход
  • Почта
  • Мобильная версия