Для обмена опытом, выкладываем реанимацию старой электроотвертки Pro Work PAS 18, некоторые модели Einhell и BORN также ей идентичны. В принципе многие отвертки от других известных фирм также выходят из той же литьевой машины или пресс-формы, так что инструкция по ремонту будет универсальной.
На сайте уже достаточно много тем про модернизацию старых шуруповертов, в которых сели NiCd аккумуляторы, и данный ремонт мало чем отличается от уже описанных – наверное только в одной детали: добавление вольтметра в шуруповерт, сзади, показывающий текущее напряжение батареи в состоянии покоя или под нагрузкой; он активируется микропереключателем. Вольтметр, самая маленькая и популярная модель на рынке, которая не требует питания, использует измеряемое напряжение — работает от 4,5 до 30 В постоянки. Естественно китайский.
В общем имелось две таких отвертки (18 В и 14,4 В), с работоспособными механизмами. После извлечения оригинальных NiCd аккумуляторов на 1 Ач оказалось, что 10 штук элементов 18650 влезут в корпус с трудом. И вместить пакет 5s2p было невозможно, а очень хотелось, чтобы пакет имел емкость 5,2 Ач, а не только 2,6 Ач. Если что, ёмкостью 5 Ач редко обладают даже брендовые аппараты. Аккумуляторы 18650 подошли по контакту, важна была даже толщина пластин и гильз на элементах.
Покупали б/у элементы от Sony, так же дешево куплена маленькая BMS 5S 25A – без балансира, так как не удалось найти модель с балансиром на ток 30 А и достаточно малых габаритов.
Отсутствие балансира выравнивающего напряжение ячейки это конечно существенный минус, но каждые десяток зарядок можно контролировать напряжение отдельных сборок и при необходимости “вручную” отбалансировать элементы.
Пластины припаяны к ячейкам, соединены пакеты 2р последовательно медным кабелем 2,5 мм2, Подключили BMS с помощью демонтированного разъема RS232, который был под рукой, сделали дополнительный пластиковый куб, который был необходим для крепления контактных пластин аккумулятора (в оригинале они приварены к двум NiCd элементам – первый и последний), собрали все обратно и отвертка завелась.
Перед пайкой зарядил аккумуляторы равномерно универсальным зарядником; оригинальное зарядное устройство выдавало всего 0,4 А и, вероятно, около 25 В на холостом ходу. Такое напряжение убило бы Li-Ion аккумуляторы 5s в конце заряда, поэтому добавили внутрь простой стабилизатор тока и напряжения LM217. Для этого я сделан новый подключаемый блок питания, примерно 30 В / 1 А.
Схема узла зарядки отвертки
Немного модифицирована сигнализация зарядного тока, так как в оригинале напряжение для светодиода бралось с последовательного резистора 5,6 Ом. При зарядном токе 0,3 А светодиод начинает “гаснуть”, но аккумулятор конечно надо оставить на подставке, чтобы он потихоньку подзарядился до полных 21 В.
Вот схема очень простого зарядного устройства, которое поставили в подставку для зарядки. Стабилизирует ток и напряжение. Вместо R3 = 1 Ом есть 0,5 Ом, а вместо R2 керамический 4,7 кОм.
Защищать микросхему стоит двумя переходными диодами: один должен быть подключен анодом к выходу и катодом к входу, а другой катодом к выходу и анод к ADJ. Во всяком случае, даже производитель предлагает это в одной из своих схем.
Возможно, немного понизив конечное напряжение, вышло бы безопаснее и продлился срок службы элементов. В схему стабилизатора добавили высокостабильный монтажный потенциометр для регулировки Uвых, так что это не проблема. Оставлять аккумулятор в зарядном устройстве на долгое время вредно для литий-ионных АКБ, поэтому не забудьте их извлечь. Можно было бы сделать схему отключающую аккумуляторы после зарядки, но места в маленькой подставке для зарядного устройства нет.
В самой отвертке заменен радиатор MOSFET на другой, который подходил бы для вольтметра и его переключателя. Места там много, но нужен новый радиатор – он же служит скобой, к которой прикручены вольтметр и переключатель. Из эстетических соображений не хотелось чтобы снаружи корпуса были видны какие-либо винты, и благодаря этому разборка/сборка шуруповерта до сих пор беспроблемная; внутреннее крепление делает это возможным. А вот с радиатором было немного забавно, потому что пришлось плотно подогнать его к неровному внутреннему пространству чтобы у него не было болтанки.
Кнопка включения немного утоплена в отверстии корпуса, чтобы она не срабатывала при случайном нажатии каким-либо предметом, например, в коробке. Но отверстие немного скошено, поэтому нажатие на него пальцем легко активирует вольтметр. Думаем, что такой индикатор напряжения очень полезный гаджет – позволяет в любой момент проверить состояние батареи.